Встреча с нуминозным. Процесс исцеления начинается, когда пациент ощущает присутствие Другого в сердце своего существа.
...........
Друзья, я нашла свои записи с прошлогодней конференции МААП и с удовольствием делюсь конспектом доклада Дэвида Тэйси, титана аналитической психологии и легенды юнгианства. Доклад назывался «Нуминозное как источник исцеления».
Трейси начал доклад с цитаты Юнга : «Главный интерес моей работы заключался не в лечении неврозов, но, скорее, в подходе к нуминозному. Но дело в том, что подход к нуминозному является подлинной терапией и, стало быть, приобретая нуминозный опыт, вы освобождаетесь от проклятия патологии. Даже сама болезнь приобретает нуминозный характер».
И далее Тэйси очень красиво и глубоко раскрывает эту идею:
............
Исцеление – это значит стать целым, целостным, преодолеть разрывы и расщепления в психике. Для этого сознание должно встретиться с бессознательным. Когда мы привносим бессознательное в сознание , на поверхность поднимается гораздо большее, чем мы предполагали. Это и есть тайна индивидуации. Обретение целостности – это не только психологический процесс, но и духовный опыт.
Встреча с нуминозным – это ключевой элемент терапии. Настоящая терапия - это не слова и не техники, это не лекарства и не разговоры о проблемах, это не то, что что происходит через речь. В исцелении работает более таинственный и тонкий фактор – контакт с нуминозным.
Как возможен контакт с нуминозным? Через молитву, медитацию, практики шаманизма…Если мы погружаемся в эти практики глубоко и в правильном состоянии ума, не желая и не требуя ничего, но будучи открытыми для тайны, они принесут исцеление.
Исцеление в конечном итоге – это самоисцеление, хотя «я», которое нас исцеляет - это не наше обычное «я», это нечто более таинственное, что является частью нашей внутренней сущности. Процесс исцеления начинается, когда пациент ощущает присутствие Другого в сердце своего существа.
Западная медицина экстернализует процесс исцеления, рассматривая его как результат встречи с врачом или медицинского вмешательства. В Европе мы преуменьшаем целительные силы тела, разума и духа, поэтому большинство из нас находится во власти внешних сил медицины.
Каким образом контакт с нуминозным приносит исцеление? Для описания процесса исцеления можно применить идею о корпускулярно-волновом дуализме. Многие представляют «я» как некую дискретную сущность - твердую, устойчивую и хорошо известную. Такой взгляд во многом иллюзорен. Эта иллюзия является полезной, она позволяет жить и действовать во внешнем мире. Исследователи бессознательного обнаружили, что у «я» нет четких границ и что своими корнями оно уходит в тайну и неизвестность. Если воспользоваться аналогией из физики: то, что мы считали твердой сущностью, может оказаться волной бесконечной протяженности, полосами света и энергии, уходящими в бесконечность. Мы, люди, живем одновременно и как волны, и как частицы.
Будучи частицами, мы являемся отдельными, физическими, дискретными, мы обладаем телами, обладаем эго, уникальной индивидуальностью. А будучи волнами, мы погружены в коллективное бессознательное, и на этом уровне мы уже не столь индивидуальны. Мы похожи друг на друга и участвуем во вселенском Бытии предопределенными способами. Как волны, мы являемся духовными, текучими, открытыми и связанными с другими волнами. Мы открыты и восприимчивы ко всему вокруг, особенно к архетипическим течениям.
Частица – это иллюзорное «я», волна – это бесконечные просторы бессознательного.
Духовностью можно назвать установление волнообразной связи с миром. Это способность ощущать свою связь с чем-то, что лежит за пределами жизни эго, эго-сознания; способность ощущать связь с космосом, со всей жизнью и миром природы. Эта способность дает толчок к психологическому и духовному возрождению. Всякий раз, когда мы ощущаем себя волнами, когда мы становимся волнами, это оказывает целительное воздействие.
Когда эта связь с миром устанавливается, мы преодолеваем обусловленное эго-состояние и сопутствующее ему беспокойство и ощущаем себя частью большого целого. Заботы и тревоги эго уходят, и мы чувствуем себя обновленными. Эго – это источник тревоги и беспокойства. Когда мы выходим за пределы эго, то наша тревога, порождающая неврозы и страдания, рассеивается. Мы явно не предназначены для того, чтобы всю жизнь жить в эго и его ограниченном мире. Эго необходимо, но оно может стать формой заключения для духа. Когда мы преодолеваем границы эго – через психотерапию, искусство, медитацию, танцы, шаманские ритуалы, – мы возвращаемся в океан бытия и восстанавливаем свою целостность, исцеляемся. Это переживается как радость и экстаз (слово «экстаз» происходит от греческого «экстазис» – быть вне себя), как опыт трансценденции. В этот момент мы вступаем в отношения с силами, находящимися вне нас и намного нас превосходящими. Мы ищем опыт трансценденции эго разными способами.
С духовной точки зрения, психическое заболевание можно описать как отчуждение от Источника. Религиозные ритуалы связаны с возвращением к священному. В наше время нам по-прежнему необходим опыт причастия, которое восстанавливает душу и оживляет дух. Религии могут помочь в этом, но в светском обществе очень трудно найти путь к источнику, трудно войти в состояние волны.
При отсутствии формальных путей достижения трансцендентного основным способом получения духовного опыта является страдание. Этот типичный современный способ, позволяющий выйти за пределы эго (Христос на кресте). Если мы не можем вернуться к богу через культурные двери мифоса, остается путь через пафос (страдания). Психологические страдания часто становятся толчком к религиозному обращению или обретению духовной перспективы.
А когда жизнь протекает нормально и задачи социальной адаптации решаются успешно, может не возникнуть необходимости и возможности найти связь с духовным ядром. Но когда нормальное «я» разорвано, единственный способ лечения (кроме обращения к медикам) – это поиск способа воссоединения с волнообразным измерением, лежащим в нашей основе. Поэтому многие подходы в лечении зависимостей и других сложных заболеваний переходят в духовную область.
Наше общество порождает миф о существовании отдельного дискретного самодостаточного эго. Это источник болезни в нашем мире, источник тревоги и смятения, отрыва от природы. Социально адаптированное дискретное эго не заинтересовано в смирении перед божественным или перед природой. Поэтому эго должно страдать – так как оно не может прийти к священному другим путем.
Исцеление происходит, когда мир воспринимается не как совокупность объектов, а как взаимодействие субъектов. Это также формула духовного возрождения. Если мы ощущаем себя как субъект в сообществе субъектов, то это приводит нас к психологическому и духовному исцелению. Исцеляющий процесс разворачивается, когда мы перестаем ощущать себя изолированными частицами в мире объектов, а начинаем ощущать себя волнами, сливающимися и взаимодействующими с другими волнами.
"Я" не может осознать свою истинную природу, которая дарит блаженство, пока не ощутит себя в связи с превосходящим себя объектом. Наша жажда утоляется, когда мы обретаем чувство принадлежности. Этот путь сложный, он требует усилий и преданности. Он предполагает воспитание доверия, веры, способности отпустить эго и его тревоги и позволить Другому обнять и удержать себя. (В буддизме Другой – это Вечное сознание, Высший разум). Психика осознает свою глубину, когда видит, что Другой любит ее (подобно тому, как ребенок осознает свою идентичность в объятиях любящего родителя). Душа сама по себе неполноценна, ей присуще стремление к целостности, она обретает себя в признание своего единения с Творцом.
Мы находимся в поиске связи с волнообразным измерением, а когда попадаем в него, переживаем «океаническое» чувство. Стремление к настоящей - духовной - безопасности является врожденным, и этот поиск продолжается.
Но в этом бесконечном океане можно и утонуть. Является ли это нашим выбором - плыть по течению, по волнам или же тонуть в океане бытия? Океан - один и тот же. Он тот же самый и тогда, когда мы находимся в состоянии безумия, и тогда, когда происходит контакт в трансцендентным. Что он нам принесет – пробуждение или психоз – зависит от целостности сознания, которое сталкивается с ним.
Оставаться на плаву в океане, не тонуть, плыть на волнах, развивая в себе способность к сопротивлению перед лицом этих бесконечных сил – вот что такое процесс индивидуации.
............